Версия для слабовидящих
Почтовый адрес учредителя: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д.2
Фестиваль
Фестиваль "Любрю тебя, мой кра родной!"
Результаты  независимой оценки качества оказания услуг организациями
Социальные, образовательные и медицинские услуги, предоставляемые детям-инвалидам и семьям, имеющим детей с инвалидностью

Детский сад комбинированного вида № 9 «Боровичок»

ул. Льва Толстого, 31

Телефон

56-28-23, 57-04-39

Эл. почта mdou9@bk.ru

Наказание или поощрение?

Наказание и поощрение играют большую роль в процессе воспитания ребенка. Как правильно применять эти «воспитательный средства»? На первый взгляд, все предельно ясно. И наказания, и поощрения призваны вырабатывать условный рефлекс: за неправильным поведением следует наказание, за правильным — поощрение.

При разговоре о наказании следует обратиться к этимологии этого слова. Оно является однокоренным со словами «наказ», «указ», т. е. урок. А там, где урок, где мы хотим чему-то научить ребенка, не должно быть гнева. Следует прежде всего помнить, что физическое воздействие в лучшем случае тормозит развитие интеллекта ребенка, а в худшем ведет к его регрессу, а значит, оно не будет помощником в деле воспитания.

Часто наказание, если оно неадекватно проступку, рождает ответную агрессию. Под неадекватным следует понимать такое наказание, которое по силе воздействия на личность ребенка превышает сам проступок.

Необходимо помнить, что:

  • За один поступок должно следовать одно наказание;
  • Не следует откладывать наказание. В силу длительной отсрочки существует вероятность того, что у ребенка не возникнет связь между проступком и наказанием;
  • Нельзя наказывать ребенка сразу после его пробуждения, иначе то испортит ему весь день;
  • Не стоит наказывать перед сном — ребенок будет плохо спать;
  • Нецелесообразно наказывать ребенка за едой — пища будет плохо усваиваться;
  • При любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей;
  • Ребенок должен быть информирован о том, за что будет наказан и в какой форме;
  • При наказании детей исключено также припоминание прежних шалостей. Надо говорить о том, за что ребенок наказывается именно сейчас;
  • Если ребенка наказывает один из родителей, второй никогда не должен вмешиваться, даже если он не согласен с наказанием. Лучше выйти из комнаты. Позже, в отсутствии ребенка, можно выяснить свои разногласия;
  • Если у вас возникло сомнение, наказывать ребенка или нет, лучше откажитесь от наказания.

Наказанием для ребенка должно быть уже понимание им того, что он расстроил, огорчил самого значимого, самого любимого для него человека.

Поощрение — более действенный инструмент воздействия.

Поощрение — это освобождение от обиды и гнева. С ним неразрывно связано наказание. Как любое освобождение, поощрение рождает чувства к освободителю. Но прощать ВСЕ и ВСЕГДА — значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка.

Как просьба о поощрении, так и способность прощать требуют немалых душевных сил. Простить — значит стереть из памяти то, что обидело. Но для того необходимо время, понимание и осознание причин, которые побудили ребенка совершить проступок. Следует рассказать обидчику, что вы испытывали, когда он причинил вам боль, дать ему на обдумывание, стоит ли просить прощения сейчас и какой форме это лучше сделать. Ни в коем случае не торопите его.

Важно также при совершении ребенком какого-либо нежелательного проступка выяснить его мотивы: сделан ли он по незнанию или другой причине. Только исходя из мотивов следует оценивать случившееся.

Ни в коем случае нельзя плохой поступок ребенка отождествлять с его личностью и ставить знак равенства между шалостью и самим ребенком. Часто родители с горяча говорят: «Ты совершил это, и почему ты плохой!» Но следует прежде всего донести до ребенка мысль о том, что плохой вовсе не он, а его поступок. Лучше сказать так: «Как ты мог?» «Я от тебя не ожидал (а)?»Ты ведь такой умный ребенок, все понимаешь, я тобой очень горжусь. Не расстраивай меня больше, ладно?» Необходимо, чтобы ребенок знал: его действия не влияют на ваши с ним отношения, но они сказываются на вашем настроении, состоянии.

Поощрять следует только неординарные поступки, т. е. которые совершены ребенком самостоятельно, без обычных напоминаний с вашей стороны. Действия, не доведенные до автоматизма, а совершенные впервые, несомненно заслуживают похвалы. И здесь уже уместно отождествление личности ребенка и его действий: «Какой же молодец! Умница!» Если же, совершив что-то значительное, ребенок не дождется похвалы, он в дальнейшем не будет видеть в этом целесообразности.

Подумайте, чего больше в ваших воспитательных приемах — поощрений и похвалы или наказаний и осуждений? Помните: поощрение более действенное воспитательное средство, чем наказание. Ели наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие.